Борьба с теневым бизнесом на международном уровне

В настоящее время по оценкам экспертов МВФ ежегодный объем отмывания денег составляет около 500 млрд. долларов. До принятия законов о противодействии отмыванию денег преступники умело пользовались несовершенством законодательства и основную часть таких доходов легализировали путем неконтролируемого «ввода» в легальные отрасли коммерческой деятельности, что существенно влияло на экономическое положение государств.
В 1989 г. в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки» была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (сокращенно FATF). В настоящее время членами FATF являются 26 государств. Основные направления деятельности Комиссии – разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с отмыванием денег, выработка и распространения рекомендаций. Наиболее эффективным путем противодействия транснациональным криминальным корпорациям, по мнению FATF, является подрыв финансовой основы их деятельности путем оказания давления на оффшорные зоны со стороны сообщества по аналогии с современной практикой деятельности Совета Безопасности ООН в ситуациях, квалифицируемых как угроза миру, нарушение мира или акт агрессии.
На 4-й Европейской конференции спецслужб по вопросам борьбы с коррупцией и оффшорными финансовыми центрами, были высказаны и другие рекомендации по ужесточению законодательства в оффшорных зонах, а именно:
1) секретность банковских операций никогда не должна служить препятствием для проведения уголовного расследования;
2) персонал правоохранительных органов должен быть обучен вопросам оффшорных компаний, их деятельности и возможности злоупотреблений;
3) необходимо снять банковскую тайну в отношении личности бенефициарных владельцев компаний, сообщать сведения об основном собственнике компании;
4) упростить процедуру подачи запросов судебными и правоохранительными органами;
5) создать банк данных по обмену информацией о подозрительных финансовых операциях;
6) хранить финансовую документацию в течение 5 лет;
7) банки с системой SWIFT должны проводить идентификацию отправителя и получателя переводов, названия финансового института, который инициировал платежное поручение;
8) не допускать учреждения компаний «почтовых ящиков»;
9) заключить договоры о двойном налогообложении между оффшорным государством и государством, на чьей территории находится оффшорная компания;
10) определить минимум актива банка на оффшорной территории и ограничить возможности регистрации без этого капитала;
11) при регистрации компании должны указываться юридические и физические лица, осуществляющие руководство компанией, и бенефициарии.
Правительство Украины так же прибегает к определенным методам борьбы с незаконным оттоком капитала из страны. В частности через систему нормативных документов, регулирующих порядок расчетов между субъектами предпринимательской деятельности — резидентами и не резидентами. Так оплата товаров, полученных у нерезидента, расположенного в оффшорной зоне, включается в валовые расходы предприятия в размере 85%, а перечисление денег в оффшорные зоны облагается налогом в размере 15%.

Предыдущая запись Оффшорные зоны и теневая экономика
Следующая запись Оффшорные зоны. Заключение