Экономический справочник
Франчайзинг – это разновидность экономических отношений между различными субъектами одного рынка при передаче одним из субъектов (одной стороной) права на ведение конкретного вида бизнеса за конкретную оплату.
В работе с лицензированием один из субъектов рынка передаёт право другому субъекту право на ведение деятельности с использованием собственного товарного знака, своего бренда или от своего имени, это относится к рекламе, маркетинговой системе продаж, и прочее-прочее.
Также под термином франчайзинг можно понимать форму арендных отношений- аренды опять таки бренда, товарного знака, логотипа, имени компании.
Для передачи или аренды товарного знака (и прочего) должен быть заключён договор, содержащий условия использования данного конкретного бренда и соответственно, размер выплачиваемого за его аренду вознаграждения. Наиболее распространено использование франчайзинга в Соединённых штатах Америки – подобные договоры заключают свыше трети вновь образованных компаний, занимающихся розничным товарооборотом.
Нюанс: на практике чаще всего применяется разовый договор, соответственно, с одноразовой выплаты вознаграждения (конкретно обозначенной в договоре суммы).
Другой вариант оплаты — процент от получаемой арендатором прибыли или процента с продажи.
В договоре должны быть указаны условия аренды товарного знака (бренда, логотипа и прочее).
Цель заключения договора франчайзинга проста – использование раскрученного бренда, широко известного логотипа для увеличения прибыли от продажи нового товара малоизвестной компании.
При надлежащем качестве товара компания получает не просто увеличение дохода, но и своего рода гарантию надёжности реализации продукции своего бизнеса, а в идеальном случае – и получение заёмных средств, кредитов и иных источников дополнительного финансирования на развитие производства.
Многие эксперты считают, что использование системы франчайзинга многократно сокращается количество банкротств у вновь открываемых компаний (речь идёт именно о производителях качественной продукции). Существуют данные, что количество банкротов среди новых компаний превышает 85 %, в то время как такие же компании, заключившие договор франчайзинга, становятся банкротами не более чем в 12%.