Экономический справочник
Сети магазинов, которые торгуют электроникой и бытовой техникой, уверенно захватывают рынки регионов Российской Федерации. Расширение зоны влияния этих магазинов замедляют низкие доходы потребителей в регионах и маленькие возможности развития современных форм ритейла, в том числе и электронные продажи.
Российское подразделение немецкой Media-Saturn-Holding GmbH ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» в 2012 году планирует в Российской Федерации открыть больше пяти гепермаркетов электроники и бытовой техники. Особое внимание фирма хочет уделить развитию своей сети в регионах.
Договоры по открытию магазинов в Волгограде, Ульяновске, Рязани, Белгороде и Мытищах Московской области уже подписаны. Так как «Медиа-Маркт-Сатурн» магазины открывает на арендованных площадках, то конечное число новых точек зависит от сроков сдачи площадей девелоперами.
В целом в ближайшие три-четыре года они планируют открыть от 70 до 100 новых магазинов.
Обервальд отметил, что в регионах рост намного выше, чем в Москве. По его словам, в некоторых магазинах, которые работают в регионах, средний чек зачастую превышает чеки магазинов, работающих в Москве. Это объясняется тем, что люди часто приезжают из глубинки для совершения единовременных крупных покупок.
Данные исследования консалтинговой компании RRG подтверждают целесообразность намерений Saturn, также обозначившими перспективность рынков в регионах. В то же время столичные рынки в планах развития продажи электронной техники и бытовой техники не сбрасываются со счетов исследователей.
По подсчётам специалистов RRG, общий объём рынка электроники и бытовой техники оценивается в 12 миллиардов евро. На долю городов-миллионников их них приходится 62%.
На периферии в данном сегменте наблюдается наибольшая обеспеченность. Москва же принадлежит числу регионов, которые меньше всего обеспечены магазинами товаров этой группы.
Территория поделена на пятерых
По исследованиям RRG, общая торговая площадь магазинов электроники и бытовой техники, которые расположены в исследуемых городах, принадлежит пяти игрокам рынка. Лидерство принадлежит сети «М.Видео», занимающей 24% торговой площади. Второе место у «Эльдорадо», которой принадлежит 21%. На третьем месте стоит «Техносила» с 11% торговых площадей. Четвёртое место принадлежит Media Markt (7%), а пятое — «Эксперт» (7%) . Остальным небольшим игрокам принадлежит 31% торговых площадей.
Денис Колокольников, председатель совета директоров ГК RRG, заявляет, что в различных регионах федеральные и местные операторы могут превалировать.
К примеру, в Иваново, Калининграде и Москве более 90% рынков охватывается крупными федеральными сетями. А в Хабаровске, Мурманске, Калининграде и Владивостоке доля местных операторов превышает 70%.
Владислав Кочетков, президент ИК «Финам», отметил, что насыщенность торговыми площадями рынка Москвы, по сравнению с Европой, в этом направлении отстаёт в 2-3 раза.
В виду дорогих займов и высоких цен на недвижимость, в Москве темпы роста будут значительно уступать региональным показателям, а в регионах более низкие доходы потребителей и меньше возможности развития современных форм ритейла являются основным сдерживающим фактором роста.
Эксперты говорят, что онлайн-продажи уже пытаются отвоевать часть московского и петербургского рынков. И даже «Почта России» развивает сотрудничество в сфере доставок покупок из онлайн-магазинов. А Иркутстк и Тюмень тоже представляются перспективными, которые через два-три года могут стать самыми конкурентными в России.